Обрыв цепи ГРМ: причины неисправности и последствия для двигателя.
- Причины обрыва цени ГРМ
- Последствия неисправностей в цепной передаче ГРМ
- Проблемы в авто из-за неисправностей в цепной передаче ГРМ
Обрыв цепи ГРМ: причины неисправности и последствия для двигателя.
Автолюбители, чьи машины оснащены цепным приводом механизма газораспределения, зачастую считают, что это гарантия долговечной и безотказной работы в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Однако это не так. Цепной привод ГРМ имеет склонность к растягиванию, а иногда и к полному разрыву.
Цепь ГРМ полностью скрыта в двигателе. И, не сняв клапанную крышку, нельзя оценить её состояние визуально. Несмотря на это, первый признак неисправности цепи ГРМ – это характерный, резкий, грохочущий шум, который трудно с чем-то спутать. Это говорит о том, что цепь достаточно сильно ослаблена.
Причины ослабления цепи ГРМ:
- неисправность натяжителя;
- износ или обрыв успокоительной пластины;
- общий износ всех элементов системы (шестеренки, цепь, натяжитель, успокоитель) из-за большого пробега автомобиля;
На автомобилях, оснащенных механическим натягивающим устройством, имеется возможность ручного подтягивания цепи ГРМ. Автомобили с гидравлическими натяжителями автоматического действия лишены такой возможности. Состояние натяжителя, успокоителя и цепи можно оценить, разобрав весь блок ГРМ целиком. Не игнорируйте грохочущий звук цепи, последствия её обрыва могут быть очень серьезными.
Последствия неисправностей в цепной передаче ГРМ:
- Наблюдается проскакивание растянутой цепи на несколько зубьев (особенно в момент запуска двигателя).
- Увеличенный свободный ход растянутой цепи может привести к обрыву успокоителя, а также к повреждению головки блока цилиндров.
- Увеличенный свободный ход однорядной цепи часто приводит к её обрыву. Двухрядная цепная передача более надежна. Её обрыв случается крайне редко.
В результате вышеперечисленного могут возникать следующие проблемы:
- Перескакивание цепи ГРМ на 1-2 зуба приведет к смещению фаз газораспределения. При этом двигатель плохо заводится, наблюдается сильная вибрация, а при движении чувствуется явная потеря мощности. Резко нажав на педаль газа, можно услышать выстрелы во впускном коллекторе или в выхлопной трубе. И это самый безобидный вариант.
- Перескакивание цепи ГРМ на 3 зуба приводит к невозможности запуска двигателя. Однако, как правило, перескакивание происходит гораздо сильнее, при этом поршень ударяет по не вовремя открывшемуся клапану.
- Нанесенный ущерб двигателю зависит от его типа и момента времени, в который произошел разрыв. Если Вам «посчастливилось», и разрыв случился в тот момент, когда клапаны были закрыты, то двигающийся по инерции поршень просто не достанет до их тарелок.
Двигатели на 8 клапанов почти всегда имеют технологические зазоры в конструкции, препятствующие столкновению поршней с клапанами во время разрыва цепи. Двигатели 16V не имеют такой особенности, и в случае обрыва или сильного перескока цепи поршни практически всегда ощутимо бьют по клапанам. Иногда последствия такого удара оказываются очень значительными:
- происходит повреждение седла клапана и направляющей втулки;
- появление сквозной пробоины в верхней части поршня;
- появление вмятины на плоскости головки приводит к необходимости её полной замены.
Специалисты считают, что средний срок службы цепи ГРМ составляет 250-300 тысяч километров. Этот показатель напрямую зависит от стиля вождения, а также от качества заливаемого моторного масла.